Вот ещё одна рецензия:
Самая безумная версия Кэрроловской "Алисы в стране чудес".
Полуанимационная-полуигровая, сюрреалистично-линчевская, мрачная, довольно
жестокая. Это не сказочный сон, приснившийся девочке Алисе с подачи
профессора Доджсона, это тяжелая и болезненная галлюцинация девочки Аленки.
Фильм невозможно описывать, потому что невозможно выбрать какие-то отдельные
эпизоды: каждый кадр гениален до дрожи в позвоночнике. Только один
игрушечный кролик с жукими зубами и сыпящейся из дырки в животе опилками,
чудовищно напоминающими кровь, просто великолепен.
Или мышь в матросске, плывущая в аленкином "море слез". "Морячок" деловито
забирается на голову-остров и варит походный суп, разжигая костер из
девочкиных волос (забил колышки, обложил камнями, набрал воды в котелок,
вывалил туда содержимое консервных банок...). Потом Аленка мимоходом
встречает мышку лежащей мертвой в мышеловке. В той самой матросской
одежке...
Это режиссерский фильм, где самое "вкусное" - это многочисленные
режиссерские находки Шванкмайера. Домик кролика из детских кубиков;
сделанная из вязаного чулка гусеница; ножницы, которыми "рубят голову"
карточным вальтам.
В целом фильм почти полностью повторяет канонический текст Кэррола, исключая
те моменты, которые не нужны режиссеру. Аленка попадает в "Страну чудес" не
через нору, а через ящик письменного стола, забитый линейками (это вообще
самый популярный вид "общественного транспорта" в сказке). Несколько
второстепенных героев убрано (вроде Герцогини), в том числе и знаменитый
Чеширский кот: это понятно, в таком жутком мире не место улыбчивым
зверушкам. И, разумеется, в финале проходит суд не над Валетом, а над самой
Аленкой.
И если в конце канонической сказки Алиса просыпается и бежит к сестре, чтобы
рассказать о своем сне, Аленка, очнувшись, вновь видит разбитый "аквариум"
плюшевого зайца и констатирует: "Он опять опоздал". Нет, это был не сон.
В довершение нужно упомянуть, что всеми любимый Чеширский Кот в фильме
отсутствует. О причинах тоже можно только гадать - несоответствие методов
его воплощения остальным или его общее идейное несоответствие персонажа
атмосфере...
В итоге, мы видим очень необычный авторский фильм, который, если даже и не
понравится, то уж точно запомнится. Поэтому рекомендуется не только
любителям анимации и сюрреализма, но и всем любителям мрачных сказок и
неординарного вообще.
Доп. информация: Известен Шванкмайер очень узкому кругу, но зато в этом
кругу популярен феноменально (это и есть, наверное, настоящий культ)! Свой
первый фильм он снял еще 20 лет назад, и уже тогда поразил зрителя
фантастическим переплетением живой игры и мультипликации. С тех пор
Шванкмайер выдал <на гора> большое количество фильмов, каждый из которых
может сорвать крышу любителям сюра (у обывателей, как известно, есть
иммунитет на сюр - они игнорируют то, что не понимают).
В безумном потоке, так называемого интеллектуального кино, странные фильмы
Шванкмаера оставались и остаются настоящими шедеврами, так как у них нет ни
конкурентов, ни собратьев.
Награда за лучший фильм в категории "Полнометражный Анимационный фильм".
автор: Eltaron